Капелла Скровеньи в Падуе

Север ?талии скрывает огромное количество самых настоящих сокровищ мирового изобразительного искусства и архитектуры.

?талия
?талия

Падуя – одна из самых интересных точек на карте ?талии, которая привлекает ценителей мирового искусства со всех уголков земного шара.

Падуя

Падуя

Главная падуанская жемчужина – Капелла Скровенья - прославилась благодаря блестящему фресковому циклу, созданному Джотто ди Бондоне.

Капелла дель Арена
Капелла дель Арена

Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной ?талии.

Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.

По мнению историков, Капелла должна была искупить грехи отца Энрико Скровеньи – Реджинальдо, который занимался ростовщичеством, считавшимся смертным грехом.

Энрико Скровеньи
Статуя Энрико Скровеньи

?мя Реджинальдо Скровеньи встречается даже в «Божественной комедии» Данте, поместившего ростовщика в 7-ой круг ада. Дело отца продолжил и сам Энрико, однако, папа Римский Бенедикт XI отпустил ему этот страшный грех. Видимо поэтому для своей Капеллы Энрико хотел самых лучших мастеров: для создания обширного фрескового цикла богатый купец пригласил Джотто, по праву считавшегося художником номер один.

Джотто Ди Бондоне.jpg
Джотто Ди Бондоне.jpg

Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.

Капелла Скровеньи в Падуе
Капелла Скровеньи в Падуе

Этот цикл стал своеобразной квинтэссенцией художественных методов Джотто. Фрески Капеллы Скровеньи становятся еще более смелыми и эмоционально насыщенными.

План фресок в Капелле Скровеньи
План фресок в Капелле Скровеньи

Фреска "Поцелуй ?уды"

Чего только стоит сцена «Поцелуй ?уды», которую художники выбирали для своих произведений очень редко.

Фреска Поцелуй ?уды
Фреска "Поцелуй ?уды"

Джотто выстраивает композицию на контрастах: прежде всего на контрасте духовной чистоты и искренности ?исуса Христа и страшного греха предательства, на который пошел ?уда. Художник помещает ?исуса и ?уду под один плащ (желтый плащ, в который одет ?уда – средневековый символ предательства) – сферу, в которой все застыло в мгновении, разделяющем ученика и учителя от страшного момента предательства. За пределами звенящего кокона тишины – бушующая толпа, шум от которой нарастает с каждой секундой: вертикали палок, факелов и копей создают мерный ритм и в своей графичности и линейности контрастируют с мягкими очертаниями сферы, внутри которой встретились глазами ?исус и ?уда. В этой работе Джотто проявляет себя как тонкий психолог, пропускающий через себя сложнейший библейский сюжет.

Видео о фреске "Поцелуй ?уды"

Фреска Джотто "Положение во гроб"

В таком же ключе создана и фреска «Положение во гроб». Джотто разделяет композицию динамичной диагональю скалы с засохшим деревом – символом конца земного пути ?исуса Христа.

Положение во гроб
Фреска "Положение во гроб"

Ангелы, которых Джотто поместил в темно-синее грозовое небо, будто вторящее трагедии, плачут навзрыд, переживая тяжелую потерю. Для художника они не просто бесполые крылатые существа, а личности, страдающие не меньше чем апостолы в нижней части композиции. ?х крылья разрезают свинцовые тучи, нависшие над слабым телом мертвого Христа.

Поклонением волхвов

?нтересную деталь можно обнаружить в сцене с поклонением волхвов - под видом Вифлеемской звезды, загоревшейся над яслями, Джотто изобразил комету Галлея, которая пролетала над Землей в 1301 году и, свидетелем которой, скорее всего, явился и сам художник.

Поклонение волхвов
Фреска "Поклонение волхвов"

Фреска «Страшный суд»

Главная в цикле фресок на дальней стене является картина Страшного суда.

Страшный суд
Фреска «Страшный суд»

На фреске ?исус Христос наблюдает за происходящим. Спасенные находятся справа от Христа, а проклятые, слева проваливаются в адскую вечность. Сатана - гротескный людоед жует грешников, а вокруг него, демоны пытают проклятых. Сцена прямо из преисподней Данте, который был другом Джотто. Спокойный человек, изолированный от всего происходящего – Энрико Скровеньи, на чьи деньги была воздвигнута, и расписана церковь. Это была попытка получить прощение за грехи его богатого и жадного отца.




Особое внимание в Капелле заслуживают и ниши, в которых Джотто блестяще имитирует скульптуру, используя для этого аллегории пороков и добродетелей, выполненных в технике гризайли - живописи в один цвет, растянутый на оттенки. Всего в нишах изображены фрески, изображающие 7 добродетелей (благоразумие, вера, воздержание, милосердие, надежда, правосудие, стойкость) и 7 пороков (глупость, неверие, гнев, зависть, отчаяние, несправедливость, непостоянство).

Благоразумие и глупость
Благоразумие и глупость

Вера и неверие
Фреска "Вера и неверие"

Воздержание и гнев
Воздержание и гнев"

Милосердие и зависть
Милосердие и зависть

Надежда и отчаяние
Фреска "Надежда и отчаяние"

Правосудие и несправедливость
Правосудие и несправедливость

Стойкость и непостоянство
Стойкость и непостоянство